В XVI в. влияние итальянского Возрождения проникло в Англию. Английский быт и традиции, строгий и церемониальный этикет двора способствовали тому, что английский костюм менялся медленнее, чем в Европе.

Мужской костюм

В первой половине XVI в. английский мужской костюм состоял из рубашки, дублета и «джеркина» — верхней мужской одежды наподобие французского пурпуэна.
Рубашки шились из белого или кремового полотна, без воротника, с вырезом, украшенным широким рюшем, или с вышитым стоячим воротником.
Дублет оживлялся вышивкой и маленькими розетками с драгоценными камнями, которыми скреплялись разрезы. Он имел плотную стеганую подкладку и съемные рукава, прикрепляемые к проймам шнурками. Часто рукава дублета делали из той же ткани, что и джеркин.
Лиф парадного джеркина был узкий, а от талии шла похожая на юбку широкая баска в складку.
Узкие штаны-чулки в XVI в. сменили узкие же обтягивающие ногу длинные штаны («незер-стокс»), которые шились из ткани, и короткие верхние («аппа-стокс»).
Парадной мужской верхней одеждой был «гаун» — длинный, без застежки, с откидными от локтя рукавами или вообще без рукавов, с большими проймами.
Во второй половине XVI в. мужской костюм изменился под влиянием испанской моды. Основные ее признаки — появление в джеркине жесткой прокладки и «испанского воротника».
У дублета появились баска и узкие рукава с «крылышками» у плеч, и он превратился в верхнюю парадную одежду. Поверх него накидывали «мендилайен» — небольшой плащ в форме полукруга с маленьким отложным воротником.
В середине XVI в. в Англии изобрели вязальную машину, и с этих пор англичане стали носить вязаные чулки.
Верхние штаны — аппа-стокс, набитые волосом, приобрели в этот период такую пышную форму, что в парламенте пришлось расширять места. В конце XVI в. в моду вошли «бричз» — свободные штаны ниже колен, которые стягивались внизу обшивкой.
Англия всегда славилась производством сукна высшего качества, которое окрашивали в яркие красный, синий, зеленый, коричневый, а также черный цвета. Из Италии и Франции в Англию привозили дорогие шелковые ткани. Богатые и нарядные костюмы знати и придворных шили из самых лучших тканей и украшали их вышивками, драгоценными камнями, а с конца века — кружевами.
Скромную одежду темных тонов носили лишь буржуа и пуритане. Крестьянская одежда менялась крайне медленно, долго сохраняя средневековую форму.

В XVI в. Франция становится одной из сильнейших европейских держав. Ее культура формировалась под воздействием мировоззрения и художественных идеалов итальянского Возрождения. При дворе короля Франциска I творили приглашенные из Италии Леонардо да Винчи, Бенвенуто Челлини и другие знаменитые художники. Сказывается итальянское влияние и на одежде. Хотя в нем и прослеживалось подражание испанскому, французский костюм эпохи Возрождения был более ярким, легким и светлым.

Мужской костюм

Во Франции XVI в. каждый светский человек должен был иметь не менее тридцати костюмов (на каждый день месяца) и ежедневно менять их. Недаром возникла пословица: «Дворянство носит свои доходы на плечах».
Костюмы богатых французов шились из дорогих тканей — бархата, парчи, шелка, сукна — и украшались жемчугом, золотыми и серебряными вышивками. Многие названия одежд XV в. сохранились, но изменилось их назначение. Пурпуэн превратился в верхнюю одежду. В первые десятилетия XVI в. его шьют с глубоким вырезом, из-под которого виден воротник рубашки из тонкого полотна, украшенный рюшем. На пурпуэне делают декоративные разрезы, которые скрепляются розетками с драгоценными камнями.
У пурпуэна появилась съемная баска — длинная, до колен, похожая на юбку в крупную складку. Она могла быть другого цвета, что разнообразило костюм. Этот элемент был заимствован у рыцарских доспехов.
Модными становятся вышитые белые мужские рубашки; длинные шоссы (штаны-чулки) сменяются верхними короткими широкими штанами («о-де-шосс»), собирающимися внизу на шнуре, и длинными чулками («ба-де-шосс»). Во второй половине XVI в. появились трикотажные чулки.
С середины этого века во французском костюме становятся заметными испанские мотивы. В моду вошли короткие плащи, часто с отложным воротником, а также короткие, подбитые мехом плащи со стоячим воротником. Длинную одежду по-прежнему носят только пожилые горожане и должностные лица. Французский король Генрих II носил черные испанские костюмы, чем подавал пример для подражания. Исчезает декольте и появляется высокий стоячий воротник, расширяются манжеты и «фреза» — круглый белый крахмальный плоеный воротник, заимствованный у испанцев. Пурпуэн начинают делать на каркасе, и он к концу века приобрел такую вычурную форму, какой не было даже в Испании.
Цвета французских одежд постепенно становятся более темными.
Но уже с третьей четверти XVI в. влияние испанской моды ослабевает, и, хотя каркасная форма костюма сохраняется, французы создают свои собственные, часто весьма экстравагантные фасоны.
В период царствования Генриха III мужчины начинают носить одежду светлых тонов: розового, голубого. Костюм становится более женственным. Лиф пурпуэна делается на жесткой прокладке с низко спущенной, набитой конским волосом выпуклостью впереди, так называемым «пансом» («брюхом»). «Колет» — узкая мужская куртка — почти утрачивает полы и приобретает впереди мыс, что делает его похожим на лиф женского платья. Верхние короткие штаны пышно подбиваются ватой или конским волосом и приобретают широкую раздутую форму, имитирующую женские бедра. Стеганые на вате чулки также придают мужским ногам форму женских. Гофрированные воротники становятся огромными, как мельничный жернов, их так и называют. В это же время во Франции становятся популярными полумаски, которые надевают при выходе на улицу.
Религиозные войны, нищета и разорение всей страны в период правления Генриха III не коснулись королевского двора, и придворные щеголяли друг перед другом роскошными костюмами.
Разделение французов на два враждующих лагеря — католиков и гугенотов — отразилось и на одежде. В то время как католики стремились подражать придворным в роскоши, гугеноты одевались просто и скромно. Одежда их была неярких цветов, а испанский плоеный воротник они считали «дьявольским» изобретением.
С приходом к власти Генриха IV мужской костюм стал строже. Королем издается указ об ограничении роскоши и пестроты костюмов. Дворяне были обязаны носить дорогие одежды, но темных цветов. Плащи становятся длинными и накидываются лишь на одно плечо. На штанах больше нет валиков, они удлиняются до колен, приобретая мягкую сборчатую форму.
Крестьянский костюм конца XVI в. состоял из короткой куртки, шоссов с откидным передом, накидки и войлочной шляпы.

В XV-XVI вв. Германия занимала ведущее экономическое и культурное положение среди северных стран Западной Европы.
Эпоха Реформации, с 1510 по 1550 гг. оказала большое влияние на духовную жизнь и искусство, подобно Возрождению в Италии. Реформация принесла с собой тяжелые социальные потрясения и стала одной из причин коренного переворота в истории костюма.
В это неспокойное время моду определяли мужчины. Она подчеркивала солидность, богатство, мужество, независимо от крайних течений, на которые повлиял костюм ландскнехтов (наёмных солдат).
Костюм жителей Германии в общих чертах был европейским, но разобщенность отдельных княжеств, местные особенности и сословное деление общества обусловили его разнообразие.
В целом немецкий костюм был ярче, чем костюм французский и английский, которые имели более мягкие и светлые тона. Чисто белая одежда в Германии, в отличие от Франции, встречалась крайне редко.

Мужской костюм

В начале XVI в. мужской костюм еще обладал готическими чертами: вытянутые пропорции, высокие головные уборы, обувь с длинными носами.
Но вскоре одежда мужчин стала шире. Длинные штаны-чулки разделились на две части — верхнюю и нижнюю. Передние части этих штанов обильно украшались декоративными разрезами. Верхней одеждой служил «вамс», соответствующий французскому пурпуэну или английскому джеркину. Вамс облегал фигуру и был накладным.
Рубашки собирались на груди в мелкие складки и завязывались на шее.
Парадной мужской одеждой немецких феодалов и крупных бюргеров была «шаубе». Существовало несколько ее разновидностей, но наиболее известную шаубе Лютера носили до 20-х гг. XVI в. Она представляла собой длинную широкую одежду из сукна с прямоугольной кокеткой спереди и сзади, под которой ткань была заложена складками с длинными и очень широкими рукавами. Такую одежду носили ученые. В XIX в. ее крой стал основой для докторской мантии.
С 20-х гг. появилась шаубе с меховым воротником, который соединялся с меховыми отворотами полочек, а в длинных рукавах делались прорези для рук.
Законы определяли цвет и качество ткани шаубе для различных сословий. Так, на красные или фиолетовые шаубе из бархата или атласа, подбитые мехом соболя, горностая или куницы, имели право только князья.
Богатые знатные германцы щеголяли в «фальтроке». Первоначально он выглядел как юбка в складку, которую надевали поверх вамса. В самом конце XV в. фальтрок носили поверх рыцарских доспехов. Позже фальтрок соединили с лифом. Если вамс был с рукавами, то он сочетался с фальтроком без рукавов, и наоборот.
Уже в конце XV в. на плотно прилегающих куртках и узких штанах-чулках стали делать прорези на плечах, локтях, коленях и подкладывать под них другую, более светлую ткань. Это новшество приписывается наёмным солдатам - ландскнехтам. Их костюм состоял из невероятно широких сборчатых штанов, которые состояли из продольных лент, перевязанных в нескольких местах и закрепленных у пояса и колен. Между этими лентами делались напуски из ткани. Такие штаны назывались «плюдер-хозе» и являлись причудливым подобием шаровар. Они потрясли воображение модников Германии и других европейских стран и вызывали различные подражания. У некоторых щеголей на их изготовление уходило до ста локтей ткани; плюдерхозе украшались вышивкой, тесьмой. Контрабандисты использовали эти необъятные штаны для доставки через кордоны дорогих тканей.
Разрезы делали даже на широких башмаках и плоских беретах. Вначале знать порицала эти чудачества, но когда слова самого императора: «Оставьте их в покое; при их злосчастной и убогой жизни нужно дать им возможность пошутить!» — вызвали новый виток моды. Сами ландскнехты о своей одежде говорили так:- «Разрублено и разрезано по благородному обычаю». Шляпы солдат украшались перьями.
С 40-х гг. одежда немецких горожан стала изысканней. Широкий воротник рубахи теперь более узкий и жесткий и приобрел форму оборки (прототип более позднего «испанского воротника»).
Испанская мода в XVI в. проникла и во многие германские княжества, но немецкий костюм не повторял испанский, а представлял скорее его смесь с ландскнехтским.

Возрождение ознаменовалось появлением класса буржуазии и формированием наций, великими географическими открытиями и обширной торговлей между странами. Необычайного расцвета достигли искусства, в том числе ювелирное и прикладное, возродился интерес к античности. В этот период зарождается гуманистическая культура, независимая от церкви, утверждающая ценность человеческой личности и земной жизни. В центре внимания — интерес к внутреннему миру человека, духовным идеалом становится не христианское смирение, а всесторонне — физически и нравственно развитая личность.
Новый эстетический идеал выразился и в появлении новых форм одежды, новой моды, главным в которой было — создание пластичного гармоничного образа.
В различных странах культура Возрождения складывалась в разные периоды. Раньше всего она возникла в Италии: итальянское Возрождение охватывает период с XIV до середины XVI вв. Во Франции оно зародилось с конца XV — начала XVI вв., в Англии продлилось с XVI до начала XVII вв., в Испании — с XV по XVII вв.
Италия, игравшая роль посредницы в торговле между Востоком и Западом, в XV в. стала самой богатой страной Европы. Венеция, Генуя, Флоренция и другие итальянские города начали богатеть еще во времена крестовых походов.
Огромными средствами обладало семейство крупнейших флорентийских банкиров Медичи. В их руках была сосредоточена власть, и чтоб упрочить ее, Медичи создают свой двор, с которым по роскоши не могли соперничать даже королевские дворы Европы. Медичи сумели прославиться, привлекая к своему двору гениальных художников и музыкантов, знаменитых философов. Феодальная аристократия европейских стран интересовалась всем, что происходило во Флоренции при дворе Медичи, и многому подражала, в том числе и итальянскому костюму.
В XV в. главной законодательницей итальянской моды была Флоренция. В XVI в. она уступила место Венеции.
Хотя на итальянский костюм оказывала влияние французская готическая мода, в нем не было вычурности и экстравагантности. В силуэте костюма основными становятся не вертикальные линии, а горизонтальные; исчезают слишком длинные шлейфы и острые длинные носы обуви, свисающие рукава, глубокие декольте, высокие головные уборы. Детали костюма не удлиняют фигуру.
В итальянских одеждах этого периода заметны черты античности: простота и мягкая плавность, свободно падающие складки, нормальные «человеческие» пропорции.
Модные итальянские одежды изготовлялись из дорогих тканей: бархата, шелка, парчи с серебряными и золотыми нитями, украшенных вышитыми или вытканными цветочными орнаментами. Особенно славилась венецианская парча с декоративным рисунком. Королевские дворы Европы покупали ее за большие деньги для торжественных одежд. Самыми модными цветами тканей считались зеленый, изумрудно-зеленый и винно-красный.
В костюме эпохи Возрождения не было строгих сословных ограничений, он выражал скорее имущественное положение человека.
В XVI в. итальянский костюм изменился, исчезла его жизнерадостность, светлые или яркие тона сменились более темными, а затем и черными. Костюм как бы повзрослел, отражая новый идеал времени — зрелость и опыт. Это обусловили исторические события: не утихающая вражда между различными социальными слоями, борьба между городами, агрессия соседних государств. Окончательный крах Италия потерпела, когда в 1529 г. ее захватила Испания.
С этого времени итальянский костюм и внешний облик итальянцев подвергся сильному испанскому влиянию. Итальянская культура продолжает развиваться лишь в северных областях Италии, и особенно в Венеции, сохранивших самостоятельность.

Бургундия - средневековое герцогство, сложившееся на землях бывшего королевства Бургундия, отошедших по Верденскому договору 843 г. к Франции, и просуществовавшее под сюзеренитетом королей Франции до 1482 г.
В XV в. бургундский двор был одним из богатейших в Европе и считался законодателем мод. Бургундский костюм стал эталоном изящества, в нем воплотились основные черты готического стиля.
Этот период истории костюма получил название «карнавала мод». Хотя общее направление моды было связанно с готическим стилем, это не мешало одновременно сосуществовать самым разнообразным формам костюма. Носили всякую одежду: длинную, короткую, широкую, узкую. Модный силуэт характеризовался удлиненностью, изысканностью и вычурностью линий. Это была настоящая феерия одежд из пестрых тканей, украшенных мелко вырезанными фестонами («экревиссами»)и бубенцами.
Разумеется, такая изощренность была присуща только костюмам богатых и знатных людей. В одежде этого периода все более заметно сословное различие. Народный же костюм со времен раннего средневековья почти не изменился.
Духовенство возмущалось этим «карнавалом мод». Один средневековый летописец времен Столетней войны, объясняя военные неудачи Франции, писал: «Бог послал эту напасть на нас за грехи наши потому, что тщеславие Франции было велико, и несообразность одежды и разного платья переходила из одной крайности в другую... Люди были похожи скорее на шутов, чем на честных людей, а потому и неудивительно, что за подобные безрассудства, превысившие всякую меру, бог наказал нас бичом своим — королем Англии».

РОМАНСКИЙ ПЕРИОД (IX—XII вв.)

В V в. после падения Римской империи началась новая эпоха в истории Европы. На протяжении многих веков велись непрерывные войны, возникали и исчезали новые государства. Первым относительно устойчивым государством к концу IX в. стало государство франков.
Рабовладельческий строй сменился феодальным, общество разделилось на феодалов и крепостных крестьян. Городская культура пришла в упадок, основной ценностью стала земля, и права на землю определяли сословную иерархию.
На вершине иерархической лестницы стоял король, затем — герцоги, графы, рыцари. Каждый из них был вассалом (подчиненным) своего сюзерена (непосредственного господина).
В XI в., с началом крестовых походов, возникли новые торговые пути, развивались ремесла, появились новые города и стала формироваться городская культура.
Народы, заселившие Европу, были разными, но их одежда имела общие черты. В период средневековья европейская культура развивалась в одном направлении, которое определялось христианской церковью. В основе европейского средневекового костюма лежал крой; драпировки античных одежд были забыты, костюм обрисовывал фигуру.
Феодализм делился на два основных периода: раннее средневековье (IX-XII вв.) и позднее средневековье (XIII-XV вв.).
В период раннего средневековья в результате слияния двух культур — античной и варварской — в архитектуре, изобразительном и прикладном искусстве сложился романскии стиль, характерной особенностью которого является монументальность форм, массивность, четкость конструкции. Этот стиль отразился также и в костюме того времени.
В этот же период складывается и рыцарское сословие с его понятиями долга и чести, возникает этикет.
В романский период ткани и одежда изготовлялись в поместье феодала. Одежду шили из льняных, шерстяных и полушерстяных тканей на пеньковой основе. Костюмы богатых феодалов изготовлялись из шелка ярких цветов, который покупали у византийских купцов. Простой народ носил одежду в основном серых и коричневых расцветок.
Для средневековой одежды была характерна символика цвета. Так, одежду желтого цвета старались не носить, так как этот цвет считался цветом измены и ненависти. Белый цвет символизировал чистоту, невинность, добродетель; черный — скорбь и верность; голубой — нежность. Одежду красного цвета («цвета крови») носили палачи.
Одежда украшалась вышитыми орнаментами, меховой опушкой.
Костюмы простолюдинов и высшего сословия различались не покроем, а качеством ткани и богатством отделки. Костюм романского периода был в основном накладным, за исключением плащей, и почти полностью закрывавшим тело (влияние христианства). Женщины носили длинные закрытые платья, мужчины — как длинные, так и более короткие одежды.
В XII в., после крестовых походов, костюм представителей высшего сословия стал более пышным и богатым по отделке. Возросла роль женщины в придворном обществе. Возник культ «прекрасной дамы». Изменился и силуэт одежды, она стала более узкой, обрисовывая верхнюю часть фигуры.

Древнекитайская цивилизация возникла на рубеже II-III тысячелетий до н.э. в бассейне реки Хуанхэ. Просуществовала она до 220 г. н.э. когда наступило крушение империи Хань. До второй половины I в. до н.э. Китай развивался изолированно от других стран. Состоял Китай из городов-государств, среди которых самым значительным был город Шан.
Древние китайцы носили по несколько одежд, так как климат на севере был суровым, а на юге чередовались сильная жара и холод.
За две тысячи лет до нашей эры китайцы умели изготовлять цветную шелковую ткань, тонкие ткани из конопли и хлопка.

Мужской костюм

Нижней одеждой в Древнем Китае были штаны («ку») и рубаха. Штаны прятали под длинной одеждой, так как показывать их считалось неприличным. Они были широкими, с очень низким шагом, висели сзади мешком, подпоясывались кушаком. Шили их из пеньковых и шелковых тканей, позднее — из хлопчатобумажных. Носили китайцы штаны-ноговицы: отдельные штанины, которые прикреплялись к поясу при помощи тесемок. Назывались они «таоку» — «чехол на штаны». От холода китайцев спасали стеганые штаны на вате и надетые сверху ноговицы на вате.
Верхней наплечной одеждой («и») были распашные двубортные или однобортные халаты и кофты. Верхняя одежда запахивалась на правую сторону и завязывалась. Считалось, что на левую сторону запахиваются только варвары. Рукава были широкими (средняя ширина рукава составляла 240 сантиметров). Во время работы рукава подвязывались специальной лентой, которая перекрещивалась на груди.
Зимой китайцы носили сразу несколько халатов или одежду с подкладкой — «дзяпао», а иногда надевали стеганое на вате платье — «мяньпао». В северном Китае от холода защищали шубы («цю») из козьего, собачьего или обезьяньего меха. Шубы для знати шились из меха соболя или лисы, а поверх них надевали еще шелковые расшитые халаты. Больше всего ценились шубы из каракуля.
Нижнюю часть туловища древние китайцы обертывали куском ткани — эта верхняя поясная одежда называлась «шан». Шан закреплялся на талии поясом — матерчатым («ню») или кожаным («гэдай»), а сбоку или сзади к нему прикрепляли «шоу» — цветные шнуры с нефритовыми украшениями, связанные в сетку. В древние времена пояс был важнейшим атрибутом костюма. К нему подвешивали строго определенные предметы: нож, огниво, кольцо для стрельбы из лука, иглу для распутывания памятных узлов шоу. Позже эти предметы превратились в украшения, к которым добавлялись декоративные нефритовые подвески — «пэйюй».
Костюм из верхней плечевой одежды («и») и верхней поясной одежды («шан») назывался «ишан». Спереди на ишан надевался красный, богато украшенный фартук, необходимый для жертвоприношений.
Форма, цвет, орнамент древнего китайского костюма были символичны. Верхняя его часть («и»), красно-черная, считалась мужской (символ Отца-Неба), нижняя («шан»), желтая, — женской (символ Матери-Земли).
Позднее структура одежды упростилась, и на смену платью пришел однотонный халат. Император носил халат желтого цвета, что символизировало его власть над землей.
Символический смысл имели также декоративные изображения на повседневной одежде китайцев. Мужские кофты и халаты часто украшались иероглифами «долголетие». Нередко такой иероглиф окаймляли кольцом из пяти летучих мышей: слова «летучая мышь» и «счастье» в китайском языке звучат одинаково.

В середине XV в., когда турецкий султан Мехмед II завоевал Константинополь, Византийская империя окончательно пала. Турки-османы не воспринимали культуры покоренных народов, так как религия не допускала никакого изменения внешности. Однако у более развитых арабов и персов турки переняли внешнюю роскошь, а огромные богатства, награбленные в войнах, способствовали тому, что турецкий двор стал необычайно великолепным и пышным.
Турецкая одежда изготовлялась из самых разнообразных тканей: льняных, бумажных, шерстяных, суконных, а также из тафты, атласа, муслина, батиста и даже меха и сафьяна. Костюмы были белого, черного, зеленого, иногда красного цветов (одежды такого цвета носил сам пророк Мухаммед). Турецкие султаны одевались только в белые одежды; военные — в белые и зеленые. У великого визиря парадный костюм был из белого шелка, у муфтия — из белого сукна, духовные лица носили зеленое сукно.

Мужской костюм


Мужчины всех сословий носили штаны, рубашку, камзол, куртку или кафтан, верхний кафтан, кушак.
Штаны («дзагшин») шили из тонкого шелка или полотна. Мужчины надевали их на голое тело и стягивали вокруг пояса шнурком с вышитыми концами. Вначале штаны были широкие и длинные, они складками спускались на ступню. Затем появился еще один их фасон: они укоротились до колен. Такие широкие укороченные штаны носили воины-янычары. Под эти штаны надевали чулки.
Поверх штанов турки носили длинную рубашку («каис») с длинными широкими рукавами, доходившую до середины икр или до лодыжек. Рубашки шили из тонкой полосатой полушелковой ткани, из муслина, шелка и полотна.
Длинные кафтаны с широкими и очень длинными рукавами шили из одноцветной или полосатой ткани — полубумажной или полушелковой, застегивали их на пуговицы или запахивали. Полы кафтана можно было заворачивать и прикреплять к поясу. Янычары собирали их сзади в широкие складки. У военных были кафтаны с короткими, до локтя, рукавами или вообще без рукавов.
В конце XVI в. кафтан сменился камзолом («субун») и курткой («суджери»). Распашной камзол шился из синего или красного сукна, украшался вышивкой, а по бортам пуговицами, и доходил длиной до бедер. Более длинная куртка надевалась поверх камзола.
Кафтан и камзол (но не куртку) турки подпоясывали кушаком, который сворачивали из шали или из большого куска узорчатого шелка и обшивали его концы кистями и бахромой. Военные вместо кушака носили ремень или окованный металлом кожаный пояс.
Верхней одеждой у турок было «фередже». Его надевали поверх остального платья. Это была длинная широкая одежда с длинными широкими, иногда разрезными рукавами. На каждый день его шили из толстой шерстяной ткани синего или зеленого цвета. А на выход — из шелка, дорогого сукна, подбивали и оторачивали дорогим мехом. У него также мог быть отложной воротник, а впереди — шнуры и пуговицы. Цвет и отделка фередже зависели от звания и должности носившего. В XVI в. появились фередже с узкими декоративными рукавами.
В холодную погоду турки носили также плащи из верблюжьего сукна.

Костюм древних восточных славян (6-9 века)

Условия жизни древних восточных славян — древлян, радимичей, вятичей и др. — были такими же, как и у их соседей — скифов и сарматов. Вероятно, и одежды у них были одинаковыми. Изготовляли их древние славяне из кожи, войлока, грубой шерстяной ткани. Позже костюм восточных славян под влиянием греческих, римских и скандинавских одежд стал богаче.

Мужской костюм

Мужчины носили шерстяную рубаху с длинными рукавами, без ворота, которая запахивалась спереди и подпоясывалась ремнем. Полы такой рубахи зачастую оторачивали мехом, а зимние рубахи были меховыми. Рубашка могла быть и без запа́ха.
Холщовые или сермяжные штаны, широкие, как шаровары, собирались у пояса и подвязывались у ступни и под коленями. Вместо ремешков на ноги иногда надевали металлические обручи. Богатые люди носили две пары штанов: холщовые и шерстяные.
На плечи набрасывали короткие или длинные плащи, которые застегивались на груди или на одном плече. Зимой славяне надевали овчинный тулуп и рукавицы.

Одежда монголо-татар отчасти напоминала скифскую.

Мужской костюм

Простые люди носили рубаху с узкими рукавами, удлиненный распашной кафтан с поясом и широкими, ниже локтя рукавами и холщовые штаны. Надевали иногда шелковые или домотканые халаты.
Знатные люди одевались в длинные распашные кафтаны с длинными рукавами и воротником, которые до талии застегивались большими круглыми пуговицами.

Женский костюм

Женщины, как и мужчины, носили длинные рубахи и широкие штаны. Рубаха украшалась вышивкой или аппликацией и стягивалась на талии поясом. Монголки носили шелковые халаты с рукавами и накидки.

Иллюстрации, изображающие костюмы Древней Византии от художника Tom Tierney. Большинство картинок чёрно-белые, поэтому могут быть использованы как раскраска. В этой подборке представлены костюмы начиная с создания Византийской империи в 4 веке до её расцвета в 6 веке при императоре Юстиниане.

Первый император Византии Константин Великий (272-337) и его мать Елена (ок. 250—330). 
Император Византии Константин Великий и Равноапостольная Елена

Иллюстрации, изображающие древних римлян и их костюмы от художника Tom Tierney. Эти картинки чёрно-белые, поэтому могут быть использованы как раскраска.

Римский сенатор с женой и сыном
костюм римского сенатора. картинка

Иллюстрации, изображающие древних греков и их костюмы от художника Tom Tierney. Эти картинки чёрно-белые, поэтому могут быть использованы как раскраска.

греческий хитон
женский греческий хитон. картинки
 

Иллюстрации, изображающие древних египтян и их костюмы от художника Tom Tierney. Эти картинки чёрно-белые, поэтому могут быть использованы как раскраска.

Костюм царицы Древнего Египта периода Нового царства
одежда царицы Древнего Египта периода Нового царства

Скифы обитали в I тысячелетии до н.э. в Северном Причерноморье и Приазовье. Первоначально так называлось только одно племя, подчинившее себе население этой области и создавшее мощный союз племен. Скифы были и кочевниками-скотоводами и земледельцами. Осели они только в Крыму и на Северном побережье Черного моря.
Скифское общество делилось на три сословия: воинов, жрецов и простых общинников (земледельцев и скотоводов). Каждое из сословий вело свое происхождение от одного из сыновей первопредка, и у каждого был свой священный атрибут: у воинов — золотой боевой топор, у жрецов — золотая чаша, у общинников — золотой плуг с ярмом. Считалось, что в момент возникновения мира эти предметы упали с неба.
Вначале скифским царством управляли три царя (это также считалось традицией, начало которой относилось к мифической эпохе), но к середине IV в. до н.э. Скифией стал единолично управлять царь Атей. Именно к этому периоду относятся почти все самые известные богатые курганы. Эпоха Атея пришлась на период могущества Скифии, а затем, после сарматского нашествия, во II в. до н.э. последовал ее упадок.
О культуре скифов (в частности, их одежде, украшениях, воинском вооружении) стало известно из раскопок скифских погребальных курганов. Самые большие курганы, часто многокамерные, сооружались при погребении скифских царей.
У скифов очень популярны были изображения животных, что послужило основой для создания знаменитого скифского звериного стиля. Для него характерно изображение определенных видов животных — оленей и других копытных, кошачьих хищников и птиц. Звериные мотивы украшали главным образом воинское снаряжение, конский убор, ритуальные сосуды.
Древние скифы носили одежду из выделанных кож, которую сшивали тонкими ремешками или крепкими нитками, была у них одежда и из тканой и валяной овечьей шерсти и овчинные тулупы. Обработкой шерсти и изготовлением одежды у них занимались женщины и рабы.

Галлия, в которой обитали древние кельтские племена галлов, находилась в Западной Европе, на территории современной Франции.
Римляне считали Галлию неприветливой страной с холодной зимой, дикой и суровой природой. Галлы, как и все кельтские племена, в глубокой древности носили одежду из звериных шкур и кожи. Они умели выделывать шкуры, кроить и сшивать их.
Ко времени ее завоевания Цезарем (58-51 гг. до н.э.), Галлия не была уже примитивным государством. Римляне застали развитую культуру.
Об одежде древних галлов много писали римские и греческие авторы. Почти все они отмечали дикость этих людей и в то же время пышность их костюма.

Мужской костюм


Мужчины носили короткую прилегающую куртку с узкими длинными рукавами, поверх нее надевали короткий четырехугольный шерстяной плащ — «сагум», украшенный орнаментом, который скреплялся на правом плече аграфом. Ему на смену пришел просторный римский плащ — паллиум (сагум сохранился как воинская одежда и был перенят римскими воинами). Позже под плащом стали носить тунику с рукавами, наподобие длинной блузы.
Главной особенностью галльского костюма были длинные узкие штаны, которые назывались «бракка».
Богатые и знатные галлы одевались роскошно. Их одежда была разного цвета, с красивыми рисунками, прошивалась маленькими золотыми пластинками и блестками. Туники военачальников опоясывались перевязью, украшенной золотом или серебром. Диодор писал: «Их плащи с пестрой отделкой, прикрепляющиеся аграфами, или очень плотны, или же очень легки, смотря по времени года». Чем выше было положение галла, тем пышнее был его плащ.
Простой народ носил короткие плащи, напоминающие сагум.
Галльские жрецы — друиды — носили длинную и широкую одежду из некрашеного чистого полотна. Она состояла из длинной или короткой нижней рубашки и верхней одежды с длинными широкими рукавами, которая спереди могла быть открытой или закрытой. Верхней одеждой также мог служить
плащ, застегивающийся на плече пряжкой или крючком. Главный жрец надевал такой плащ, под которым была очень длинная нижняя рубашка. Во время церемоний он водружал на голову колпак или венок из дубовых листьев.

Для Византии характерно слияние римско-эллинистической культуры и христианства.
Культурная жизнь регламентировалась установленным церемониалом. Этому же соответствовала и одежда. Традиционно она была антично-римской, но с новоперсидскими, а позже и арабскими мотивами.

Мужской костюм в Византии

Главным элементом мужского византийского костюма была туника с узкими длинными рукавами. Она могла быть короткой или длинной, на плечах и груди украшалась вышивкой.
Поверх туники надевалась верхняя, длинная одежда («талар»), без рукавов и очень широкая. Носили византийцы плащи и штаны. Штаны были двух типов: короткие, до колен, и длинные. Обе половины штанов надевались как отдельные части: в виде чулок, прикрепляющихся завязками к поясу. С короткими штанами надевали плотно обтягивающие ногу чулки.
Верхней одеждой византийцам служил плащ наподобие римского сагума или лацерны, края которого скреплялись аграфом на правом плече.

Древнеримское государство возникло в VIII в. до н.э. Первоначально это был город-государство, занимавший лишь небольшую часть Апеннинского полуострова (территорию современного Рима), надалеко от устья реки Тибр. Предки древних римлян — латины, обитавшие в Лации, расположенной в районе Тибра, отличались мужеством, выносливостью и суровостью.
Вся история римского народа, все этапы ее развития отразились и в одежде древних римлян. В далеком прошлом римляне отличались простотой нравов, и их простая одежда служила им лишь для защиты от жары или холода. Ее делали из шкур и шерсти животных, позже — из льна. Мужчины и женщины носили рубашки и плащи, обувались в сандалии и башмаки с ремешками.
В истории Римского государства выделяются два периода: республиканский и императорский. Быт римлян в республиканский период оставался еще довольно строгим. Римский костюм походил на греческий, он также был драпированным, но эстетическим идеалом древних римлян было не прекрасное человеческое тело, а суровые мужественные воины и величественные женщины. Поэтому сложный римский костюм, который первоначально изготовлялся из шерсти, а позже и из льняного полотна, придавал фигуре статичность, величественность, некую театральность. В императорский период одежды становятся богаче и пышнее. Появляются привозные шелковые ткани.
В период расцвета Римского государства его границы очень расширились, включив территорию современной Англии, Франции, Испании, Голландии и других стран. Рим стал огромной мировой державой, которая вела бесконечные войны и обширную торговлю. Награбленное богатство, множество рабов, выполнявших всю работу, вели к роскоши даже в обыденной жизни. Все это отразилось и в характере древнеримского костюма.
Римляне одевались в одежды ярких цветов: красные, пурпурные, фиолетовые, желтые, коричневые. Костюм белого цвета считался парадным, его надевали для торжественных выходов.
Изготовлением одежды у римлян занимались женщины. До времен империи римляне носили одежду домашнего изготовления. Даже император Август (I в. до н.э.) гордился тем, что его туника и тога были сделаны руками матери и жены. В отличие от греков, которые свои одежды ткали цельными на станке, римские одежды сшивались.

В XII веке до н.э. на территории Апеннинского полуострова возникло государство этрусков. Этруски — предположительно выходцы из Малой Азии, появились в Центральной Италии за 1000 лет до основания Рима и создали великую цивилизацию.
Этруски вели активную торговлю с греческими колониями в Италии и с Азией. У них процветали ремесла и искусства.
Период расцвета этрусской культуры пришелся на конец IV-V вв. до н. э.
Этрурию покорили римляне к 351 г. до н.э.

Мужской костюм

Мужчины носили хитоны, а на плечи набрасывали покрывала.
Первоначально их одежда состояла из четырехугольного покрывала (или накидки), плотно облегающего тело. Постепенно оно превратилось в более просторный плащ полукруглой формы под названием «тебенна», который ниспадал красивыми складками. Такие плащи делали из тканей разных цветов: зеленого, синего, голубого, белого с голубой каймой и др. Под плащ надевали короткий шерстяной хитон. К концу VI в. до н.э. появились короткие мужские рубашки из плотной, наподобие холста, материи, облегающие фигуру.
У богатых людей хитоны были нарядными: длинные, с короткими рукавами, из прозрачных тонких тканей желтого, голубого, терракотового и других цветов. Хитон мог быть из ткани с рисунком, богато вышитым, подол украшался цветными полосками. Такие же полоски нашивались и на покрывала. Хитоны делали цельнокроенные, расширявшиеся книзу, или пришивали внизу широкую оборку. Иногда хитон оставлял одно плечо открытым.
Покрывала, которые были элементом ритуального костюма этрусков, имели сложную форму и драпировались различными способами.
Крестьяне носили прямой хитон с рукавами и свободную рубашку, которую подпоясывали.
Костюм этрусского жреца отличался строгостью: белая шерстяная туника длиной ниже колен (ее могли отделывать по низу вышивкой в виде ряда горошин) и небольшая накидка синего цвета, украшенная широкой полосой. Обувались они в башмаки с высокими задниками и загнутыми вверх длинными острыми носками.

Древняя Греция располагалась в южной части Балканского полуострова (ее материковая часть), на островах Эгейского и Ионического морей и на узкой полоске западного побережья Малой Азии.
Горные гряды и морские заливы делили территорию Древней Греции на изолированные друг от друга области. Такое географическое положение служило естественной защитой от вражеских набегов и способствовало созданию достаточно самостоятельных в культурном, экономическом и политическом отношении общин (впоследствии — городов-государств). Скудная почва была малопригодна для земледелия. Зато море, со всех сторон омывающее Грецию и связывающее ее с соседними восточными и южными странами, способствовало развитию мореплавания, а также ремесел, обмена и торговли.
Характерной чертой древнегреческого общества было отсутствие крупного рабовладения. Это, в основном, и обусловило возникновение и развитие античной демократии. Великая древнегреческая культура — это культура свободных граждан. Она нашла свое отражение и в их внешнем облике и в костюме.
Древние греки создали совершенный тип драпированного костюма. Он изготовлялся из прямоугольных кусков ткани, одинаковых по форме и величине, но благодаря множеству драпировок, создававших свой особый ритм и динамику, каждый костюм отличался от другого.
Первоначально было два варианта греческого костюма: ионический и дорийский (ионийцами назывались малоазиатские греки, а дорийцами — обитатели материковой Греции).
Одежда древних греков на протяжении всего периода их истории по способу изготовления оставалась одинаковой, изменялись только ее размеры, ткань, отделка, украшения.
Греческий костюм состоял из нижней одежды и плаща, или накидки. Хитон носили все: и мужчины, и женщины, и дети. Он не выкраивался и не шился, его изготавливали из цельного длинного прямоугольного куска ткани.
Хитоны могли быть из шерсти или льна — эти ткани изготавливали сами греки, или привозили из колоний. Ткани имели рыхлую структуру и легко драпировались. Позже, с развитием торговли, в Грецию стали привозить узорчатую персидскую материю, сирийский шелк, финикийские пурпурные ткани.
В начале ионийско-аттического периода носили одежду только домашнего изготовления и в основном белого цвета. Но с развитием ткацкого и красильного ремесла появились разноцветные ткани с узорами. Одежда греков становится наряднее.
Ионийцы носили длинные, ниспадающие пышными складками одежды с восточными мотивами. Но постепенно азиатский стиль орнамента приобрел иную форму и возник прекрасный, изящный греческий орнамент. Знатные греки, одевавшиеся в белые одежды, украшали им ворот, подол, рукава. Орнаменты вначале были узкими, но когда греки начали использовать тяжелые дорогие ткани и одежда стала объемнее, орнамент тоже стал шире и массивнее.

Центром древней культуры на островах Эгейского моря был Крит. Он лежал на перекрестье древних морских путей. Первые города-государства на Крите возникли на рубеже III-II тысячелетия до н.э.
В XVI-XVII вв. до н.э. Крит был раннерабовладельческим государством, которым правил царь. Здесь сложилась высокоразвитая цивилизация, которую ученые называют минойской - по имени легендарного царя Миноса. Греческие мифы называют Миноса первым "владыкой моря": он построил большой флот, истребил пиратов, упрочил власть Крита над островами Эгейского моря, вел обширную торговлю с разными странами, в том числе и с Египтом.
Наивысшего расцвета минойская культура достигла в XVI - первой половине ХV вв. до н.э. Но в конце ХV в. до н.э. разразилась катастрофа. Великолепные создания минойской цивилизации - дворцы со знаменитыми фресками погибли от чудовищного землетрясения, и Крит пришел в упадок. Воспользовавшись этим, на остров с Балканского полуострова вторглись ахейцы.
Многие элементы критской культуры завоеватели принесли с собой в Арголиду, где в ХV-ХIII вв. до н.э. сформировалась так называемая микенcкая цивилизация с центрами в Микенах, Тиринфе и других городах.
 

Мужской костюм


Мужской крито-микенский костюм был очень простым. Он состоял из набедренной повязки, пояса и головного убора. На знаменитом "мече Миноса" изображены три охотника, на которых надеты не набедренные повязки, а очень короткие штаны. Царь носил корону и венец, украшенный длинными перьями.
Доспехи крито-микенских воинов состояли из кольчужного панциря, металлического шлема и металлических поножей. У них были щиты и копья. Такое воинское снаряжение в дальнейшем получит развитие в разных странах античного мира.

В одежде древних евреев много заимствований из одеяний других народов. Это обусловлено историческими событиями.
Древний еврейский костюм напоминал одежду арабских кочевых племен.
Переселившись в долину Иордана, евреи сохранили прежнюю простоту в одежде. И хотя первый царь Израиля — Саул не любил роскоши, именно после возникновения собственного государства одежда израильтян стала богаче и разнообразней. На это повлияла богатая добыча, которую воины Саула захватывали в войнах. После убийства Саула царем стал Давид. В этот период под влиянием финикийцев одежда израильтян стала еще наряднее, появилось множество украшений. Царь Соломон, правивший после Давида, окружил себя баснословной восточной роскошью. Наступило время расцвета Израиля. Одежды знатных иудеев в это время становятся особенно богатыми. Восстания и междоусобицы раскололи царство на две части. Сперва в Иудее водворились ассирийцы, а позднее, в 788 году до н.э. — вавилоняне. В костюмах евреев появились характерные черты ассирийских одежд, а во время «вавилонского пленения» они почти не отличаются от вавилонских. Позже он еще раз изменился под влиянием римских и греческих одеяний.

Мужской костюм


Одежда знатных мужчин состояла из нижней шерстяной и верхней полотняной рубашки. Рукава могли быть длинные или короткие.
Обязательный элемент мужского еврейского костюма — пояс. Богатые роскошные пояса делали из шерстяной или льняной ткани, расшивали их золотом, украшали драгоценными камнями, золотыми пряжками. Бедняки носили кожаные или войлочные пояса.
Верхняя одежда зажиточных иудеев была двух типов. После возвращения из вавилонского плена стали носить верхнюю одежду с рукавами, длиной до колен, которая распахивалась спереди. Отделка этих кафтанов отличалась роскошью. В холодное время года пользовались популярностью кафтаны, в основном ярко-красного цвета, отороченные мехом.
На талии верхняя одежда украшалась богатой пряжкой, к углам которой прикреплялись кисти — «цисес».
Существовала также и широкая одежда без рукавов — нарамник. Она могла быть одиночной и двойной. Двойной нарамник представлял собой две одинаковые полосы материи, которые сшивались так, чтобы шов оказывался только на плечах, а оба куска ткани свободно спускались сзади и спереди. Такой нарамник с завязками по бокам являлся главным одеянием священников и назывался ефодом.

В ХII-ХIII вв. до н.э. на юго-западной территории Ирана, исконным населением которой были эламиты, стали селиться мидийские и персидские племена. Впоследствии они заняли все Иранское нагорье.
С конца IV тысячелетия до конца VII в. до н.э. здесь просуществовала древняя эламская цивилизация, со столицей в городе Сузы. На протяжении всей своей истории Элам был тесно связан с Месопотамией: обе страны воевали, торговали и устанавливали культурные связи друг с другом.
Около 549 г. до н.э. Элам захватили персы. 550 год до н.э. принято считать годом основания Персидской державы. Мидийское царство, образовавшееся раньше Персидского, было разгромлено персидским царем Киром и включено в состав Персидской державы.
В империю персидских царей, бывшую огромным рабовладельческим государством, входили завоеванные им области Малой Азии, Элам, Вавилония, Финикия, Сирия, Египет. Культура этих стран оказала большое влияние на культуру Древней Персии. Персы заимствовали у покоренных народов все лучшее, что было ими создано на протяжении тысячелетий.
Александр Макендонский, победивший Дария III при Иссе и Арбелах, положил конец персидскому владычеству.
Одежда древних персов первоначально была простой и служила в основном для защиты тела. Древние персы занимались охотой и скотоводством, и их одеждой были плащи из звериных шкур. Лишь позже, завоевав и поработив соседние народы, добыв огромные богатства, персы познакомились со многими предметами роскоши и стали одеваться в пестрые и богатые наряды.
Горные условия и континентальный климат требовали, чтобы одежда была удобной и закрывала все тело. Поэтому древние персы, как и шумеры, выкраивали свою одежду, что через много веков получило развитие в европейской одежде.

Месопотамией, или Междуречьем, в древности называлась область, расположенная в нижнем и среднем течении Тигра и Ефрата.
В середине III тысячелетия до н.э. на территории Месопотамии возникли первые государства. В южной ее части образовался центр развития древнейшей цивилизации — Вавилония, состоящая из южной Вавилонии — Шумера и северной Вавилонии — Аккада. А в северной Месопотамии, где равнину сменяли холмы и горы, возникло древнее государство Ассирия.
В древнем Вавилонском царстве правили цари. Общество составляли полноправные граждане, а также не полноправные, но юридически свободные граждане (мушкенумы) и рабы.
Ассирия, в отличие от Вавилонии, была бедной страной. Ее возвышение произошло благодаря тому, что через нее пролегали важные караванные пути. Кроме того, ассирийцы создали множество торговые колоний за пределами своего государства.
В Ассирии правили наместники, назначенные шумерскими царями. Верховным органом власти был совет старейшин. Существовала и должность правителя, которая передавалась по наследству.
Ассирия и Вавилония постоянно враждовали, и в VII в. до н.э. произошло крушение Ассирийской державы.
Длительные войны повлияли на одежду шумеров и других народов, населявших эту страну.
Прежде всего, материал, из которого шилась одежда, должен был защищать тело. Для этого лучше всего подходили кожа и мех. Ткани изготавливали из шерсти.
Древние шумеры носили юбки из меха, кожи или плотной ткани, несколько расширенные книзу. Подол такой юбки обшивался широкой полосой меха или шерстяной бахромой. Вавилонский царь Гудеа носил длинный плащ, закреплявшийся на левом плече; правое плечо при этом оставалось открытым.
В одежде древнего ассирийского общества существовали строгие сословные различия. В костюмах знатных людей отражалась склонность к внешнему блеску, необузданной пышности.
Ассиро-Вавилония славилась своими коврами, вышитыми тканями, изделиями из драгоценных металлов. Древние ассирийцы умели делать ткани из хлопка и льна, а также дорогие шерстяные материалы. Высоко было развито красильное искусство. Особенно ценились ткани пурпурного и темно-фиолето­вого цвета. Одежда из таких тканей стоила очень дорого, и носить ее позволялось лишь высшим сановникам.
Крой при изготовлении ассиро-вавилонской одежды применялся довольно сложный.

Древнее царство (2900—2400 гг. до н.э.)

Древнее царство — это молодость Египта. Именно в этот период начали создавать пирамиды. Столицей Древнего царства был Мемфис.
Египтяне уже с глубокой древности умели производить хорошие, прочные ткани из льна и хлопка и шить из них удобную одежду. Для изготовления одежд египтяне также использовали шкуры животных.
В сущности, у всех сословий одежда была одинаковой по фасону, различалась она только качеством материала.
Красители, которые изобрели только в конце эпохи Древнего царства, стоили дорого. Позднее ткани стали красить в разные цвета, появилась одежда с пестрыми узорами. Но за весь период существования египетского царства любимым цветом египтян оставался белый.



Мужской костюм



Основной одеждой мужчин с древности был передник — «схенти». Схенти носили все — от рабов до вельмож. Различались они только размерами и качеством ткани. Передники рабов и бедняков представляли собой узкую полоску кожи или бумажной ткани, которая придерживалась поясом. Схенти вельмож и жрецов изготовляли из большого куска ткани, средняя часть которого драпировалась впереди в складки, остальное же обертывалось вокруг бедер и подпоясывалось на талии. Средней части схенти придавали разную форму: трапециевидную, треугольную, веерообразную.
Помимо передников, знатные египтяне Древнего царства носили узкие плащи, тигровые или леопардовые шкуры, которые накидывали на плечи.

При ответе на вопрос "когда появилась одежда?" мнения учёных расходятся. Согласно самой осторожной гипотезе, одежда появилась около 40 тысяч лет назад, что подтверждается археологическими данными, т.к. именно этим временем датируются самые древние найденные иголки для шитья. Согласно самым смелым гипотезам, появление одежды могло совпасть с утратой предками человека основной части волосяного покрова, что произошло около 1,2 млн. лет назад. Существует также гипотеза, что время появления первой одежды можно узнать исходя из того, когда появились платяные вши, которые обитают только на одежде. Генетики говорят, что платяные вши отделились от головных вшей как минимум 83 тысячи лет назад, а возможно, даже ранее 170 тысяч лет назад. Существуют и более смелые оценки времени появления платяных вшей - от 220 тыс. до 1 млн. лет назад.

Вероятнее всего, одежда возникла не столько как защита от холода (известны племена, которые обходились без одежды, даже проживая в суровом климате, например, индейцы Огненной Земли), сколько как магическая защита от угрозы извне. Амулеты, татуировки, раскраска на обнажённым теле первоначально играли такую же роль, как позднее одежда, защищая хозяина с помощью магической силы. Впоследствии узоры татуировки переносились на ткань. Например, разноцветный клетчатый узор татуировки древних кельтов остался национальным узором шотландской ткани.

Первыми материалами для одежды первобытного человека были растительные волокна и шкуры. Способы ношения шкур в виде одежды были различными. Это и обматывание вокруг торса, прикрепление к поясу, когда получалось хорошее укрытие для таза и ног; надевание на плечи через прорезь для головы (будущий нарамник), накидывание на спину и завязывание лап вокруг шеи, чтобы получалась теплая накидка в виде плаща. Чем больше человек усложнял свою одежду, тем больше на ней появлялось различных крепежных элементов и дополнений. Это когти, кости, перья птиц, клыки животных.